Институт гуманитарных наук
Многие социальные и экономические проблемы в нашей стране усугубляются из- за того, что снижается уровень образования и культуры. А это прежде всего связано с тем, что в стране не хватает тех, кого принято называть гуманитариями, людьми, которые развивают культуру, образование, науку: талантливых и глубоко образованных ученых, учителей и руководителей дошкольных учреждений, школ, преподавателей колледжей вузов. Для этого недостаточно получить базовые знания и умения по будущей профессии, необходимо стремиться к университетскому, то есть универсальному образованию, которое направлено на формирование личности, ориентирующейся в прошлом и настоящем, способной применять уроки истории к современной жизни, личности, обладающей навыками концептуального мышления, мышления высокого порядка, а также навыками решения проблем и способной учиться на протяжении всей жизни. Сегодня необходима способность жить и выживать в эпоху кардинальных социально-экономических изменений, в эпоху неопределенности, как воздух необходимы специалисты, которые понимают, что происходит в современном мире, и которые могут объяснить это другим. Именно такие специалисты, применяя гибкие и творческие подходы, формируют у детей и подростков качества, необходимые им в жизни.
Поэтому целью сотрудников и преподавателей Института гуманитарных наук, в настоящее время включающего такие специальности, как «Лингвистика. Английский язык», «Лингвистика. Китайский язык», «Педагогика», является формирование у студентов вышеперечисленных качеств. В связи с этим начата разработка новых специальностей, а также улучшенных/интегрированных интересных академических программ и курсов, отвечающих меняющимся ожиданиям общества в целом и выпускников и их родителей, в частности.
В институте разрабатываются новые методические материалы и инструменты оценивания, изменяются подходы к формированию учебных планов, структуре и управлению. Применяются такие практико-ориентированные виды обучения, как учебные туры, интерншипы, онлайн курсы, семинары, дебаты, командные проекты, активно действует программа академического обмена с университетами Норвегии, США, Тайваня и др.
Активное сотрудничество между МУЦА и университетом-колледжем NLA (Норвегия) началось в 2011 году с 4-летнего финансирования фондом «EURASIA». Такое сотрудничество содействовало расширению участия студентов, преподавателей и сотрудников в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, что особенно важно при выработке основы завершенного цикла «дошкольное образование – школа – колледж – университет» путем постепенного создания центра раннего развития, детского сада и начальной/средней школы.
В 2018 году стартовал новый двухлетний проект фонда «EURASIA», ориентированный только на раннее развитие детей. Проект имеет четкую цель улучшения понимания проблематики, связанной с повышением эффективности учебной деятельности, ориентированной на учащихся и детей, в целом улучшения качества образования в Кыргызстане и Норвегии. Она согласуется с основной целью МУЦА – строить и поддерживать высококачественное образование учителей дошкольного и школьного циклов в Кыргызстане. В рамках проекта студенты проходят педагогическую практику в детском саду «Prayerhouse», участвуют в «Детском фестивале» и посещают занятия по курсу «Педагогическое лидерство», а преподаватели из NLA проводят мастер-классы по этому курсу. Кроме того, для увеличения количества обучаемых студентов NLA активно использует дополнительные средства от программы «Erasmus+ International Credit Mobility».
Обучение прошли студенты и сотрудники/преподаватели программ по педагогике и лингвистике английского языка МУЦА (всего более 20 человек, большая часть студентов обучалась и в настоящее время обучается в NLA в течение семестра по курсу «Педагогическое лидерство», а также работе в дошкольном учреждении (в течение месяца), среди них и студентка программы дошкольного педагогического образования ГТК.
При изучении курсов студенты активно общаются со своими норвежскими и иностранными сверстниками, включаются в образовательную, социальную и культурную среду в кампусе. Они также знакомятся с норвежской системой дошкольного и школьного образования во время занятий, мастер-классов, мероприятий и посещения детских садов.
В период пандемии сотрудничество не прерывалось: 15 студентов и около 20 преподавателей прошли обучение в режиме онлайн в течение семестра и двухдневного вебинара соответственно, в ходе которого участники достигли более глубокого понимания современных педагогических идей в дошкольном образовании, а также продолжили развивать свои коммуникативные навыки и педагогическое мастерство.
Весной этого года еще 4 преподавателя и 12 студентов МУЦА прошли и проходят обучение в NLA и примут участие в занятиях по искусству/драме в рамках курса «Педагогическое лидерство». Сотрудничество между NLA и МУЦА предоставит студентам, преподавателям университетов и детских садов возможность увидеть и апробировать элементы других образовательных систем и адаптировать их к своей собственной учебной/преподавательской практике.
Мы надеемся, что целеустремленность и высокий уровень заинтересованности студентов и преподавателей МУЦА в обучении в Норвегии и других странах, их мотивированность в работе в детских садах и школах Кыргызстана будет способствовать успешному трудоустройству студентов и выпускников.
В стратегическом плане NLA отражены следующие основные приоритеты и возможные результаты этого проекта: университет стремится сотрудничать с международными образовательными организациями для повышения качества образования и развития межкультурного взаимопонимания, что помогает студентам лучше подготовиться к жизни в многонациональном обществе, повысить мобильность студентов и сотрудников, расширить круг перспективных международных партнеров.
Преподаватели МУЦА и NLA занимаются совместными исследованиями в области эстетического развития, повышения творческого потенциала детей, применения цифровых и медиа средств, а также игр, голоса, языка тела и импровизации в процессе обучения детей в различных культурных условиях. Они также размышляют о внедрении инновационных технологий в изучение иностранного языка и активного обучения в целом.
Результатом станет завершение разработки нового курса «Педагогическое лидерство» в МУЦА, а знания, опыт и профессиональные компетенции, приобретённые в Норвегии, студенты МУЦА смогут применять в своей работе в Центре раннего развития, создаваемого на базе ГТК.
Планируется продолжать использование цифровых технологий в гибридном и онлайн-обучении, начать разработку программы «Технологии в образовании», тем более что первые шаги в этом поправлении NLA и МУЦА сделаны в 2021 году. а в NLA активно работает исследовательская группа, которая изучает цифровые методы и инструменты в дошкольном образовании.
Развивая качественное университетское образование, привлекательное для молодых людей из всех уголков Кыргызстана, МУЦА стремится превратить Токмок в академический город. И этому во многом способствует укрепление международных связей университета с зарубежными партнёрами.
Следовательно, преподаватели института стремятся к формированию инновационного, целостного подхода к обучению, и один из путей – это интеграция программ, что в сочетании с углубленным изучением английского и других языков приведет к тому, что институт станет одним из лучших гуманитарных образовательных учреждений в стране и регионе.